Не так давно завершилось громкое дело об обязательном предоставлении налоговым службам детализации звонков от сотовых операторов по звонкам. К такому выводу пришел Арбитражный суд Москвы, который отклонил все иски от “большой тройки” - МТС, Билайн и Мегафон, оспаривавших законность наложенного штрафа за их отказ передавать данные телефонных разговоров своих абонентов.
Госорганы уже не в первый раз пытались заполучить данные от операторов, но до сих пор все их попытки сталкивались с конституционными правами о неприкосновенности частной жизни. К примеру так и происходило в 2013–2014 годах во время судебных разбирательств с крупными корпорациями Мегафон и МТС, которые признавали незаконным предоставлять детализацию звонков и сведений об идентификационных номерах абонентских устройств ЦБ по финансовым рынкам.
Судебные дела заканчивались на том, что вся информация подходит под охрану 23 ст. Конституции “о сохранении тайны телефонных переговоров”, а также законом “о связи”. Все это приводило к тому, что для доступа к телефонной информации необходимо было заранее получать судебное решение, но теперь все стало иначе.
Представитель Вымпелкома (более известной как Билайн) в суде заявлял, что требования налоговых служб незаконны, ссылаясь в своих заявлениях на тайну телефонных переговоров. «Это позиция всей отрасли. Операторы защищают права не только своих абонентов, но всех граждан нашей страны» - как говорил он.
На что представитель ФНС в суде возражал, что сведения, которые требуется получить не содержат тайну переговоров. Для работы налоговой нужна только детализация звонков - «обезличенная детализация по соединению» - для проверки правильности налогообложения конкретного абонента.
Как именно эта информация может быть связана с уплатой налогов - большой вопрос, но помимо прочего, в качестве аргумента было сказано, что другие компании (не только российские, но и азербайджанские операторы) предоставляют эту информацию без каких либо судов.
По мнению юристов, шансы обжаловать решение суда у сотовых операторов все же есть, но данные разбирательства могут затянуться на долгие годы и, возможно, смогут дойти до Верховного суда РФ.